ТОМ III "Размышление на житейские темы"

Глава 1. Суверенное образование

«Россия была и будет суверенной. Для этого сейчас на поворотном этапе развития и нашей страны, да и всего мира нужно укреплять, выстраивать суверенную национальную систему образования и воспитания подрастающего поколения»

 Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации

Суверенизация образования – это улучшение российской системы образования, используя опыт России и достижения образования других стран, дружественных к России. 

Цель – сделать российское образование одним из лучших в мире по ценностям, содержанию, качеству и методам управления.

Основные направления суверенизации образования:

  • единое образовательное пространство: внедрение Федеральных образовательных программ для развития и модернизации системы образования России, с учетом государственных приоритетов;
  • единое воспитательное пространство: духовно-нравственное и патриотическое воспитание, направленное на развитие моральных ценностей и формирование личности;
  • профориентация и трудовое воспитание, включая возможность участия учеников в трудовых мероприятиях;
  • проведение в образовательных учреждениях, мероприятий, направленных на укрепление работы с участниками образовательного процесса.

Глава 2. Национальные проекты

Целью проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: Образование 2030» является исследование и прогноз возможного будущего образования в мире.

В центре внимания – дети, которые в настоящий момент обучаются в начальной школе, а к 2030 году будут представлять основную часть населения, вступающую в рабочий возраст. Проект направлен на школьное образование, как общее, так и профессиональное, и частично построен на основе методологии исследования PISA, а также использует наработки исследования TIMSS.

В задачи проекта «Образование 2030» входит разработка концептуальных рамок образования и анализ основных образовательных программ разных стран. Помимо этого, планируется проектирование учебной среды, способной наиболее эффективно поддерживать развитие компетенций учащихся.

В настоящий момент уже 15 стран приняли участие в заполнении вопросника по анализу учебных программ, а еще 5 стран выразили готовность присоединиться к исследованию.

Ниже приводятся официальные положения и области особого внимания исследования.

Образование будущего начинается сейчас

Дети, которые пошли в этом году в школу, еще не догадываются, что благополучие нашего будущего, стабильность и процветание мира будут зависеть в первую очередь от них. Наша задача как учителей, как родителей, как неравнодушных лиц – подготовить их к этой ответственности, дать необходимые знания и компетенции. Выпускникам 2030 года предстоит осваивать профессии, которых пока не существует, технологии, которые еще не изобретены, решать проблемы, которые сейчас невозможно предугадать.

Будущее уже бросает нам социальные, экономические и экологические вызовы через ускоряющиеся процессы глобализации и темпы развития технологий. Задача школы – подготовить детей к использованию этих процессов во благо человечества. Чтобы понять, как сделать это наилучшим образом, ОЭСР запустила проект «Будущее образования и навыков: Образование 2030». Его цель – помочь странам найти ответ на два вопроса:

Какие знания, умения и личностные характеристики понадобятся учащимся, чтобы привести мир к процветанию?

Какие стандарты будут способствовать эффективному развитию этих знаний, умений и личностных характеристик?

В этот далеко идущий образовательный проект будут вовлечены в первую очередь лица, определяющие образовательную политику, эксперты, сообщества учителей и учащихся, а также все заинтересованные в нашем успешном будущем.

Проект «Образование 2030» предлагает свое видение будущего образовательной системы и формулирует основные принципы. Он не ставит перед собой цель указать на единственно верный путь, но предлагает ориентир, разработанный совместно с лицами, определяющими образовательную политику, лидерами мнений, экспертами, директорами школ, учителями, учащимися и всеми неравнодушными.

Необходимость новых решений в стремительно меняющемся мире

Общество меняется стремительно, бросая всё новые вызовы. Они уже оказывают влияние на нашу жизнь и требуют принятия как глобальных, так и локальных решений. «Образование 2030» дополняет инициативу ООН «Цели устойчивого развития» (SDGs), ставя своей задачей обеспечение стабильности жизни через сотрудничество людей.

Потребность в широком взгляде на образовательные результаты: индивидуальное и коллективное благополучие

В XXI веке прогресс способствовал благосостоянию. Но благосостояние это не только доступ к ресурсам, наличие достатка, жилья, работы и дохода. Оно тесно связано со здравоохранением, устойчивыми социальными взаимоотношениями, образованием, безопасностью, удовлетворением жизнью и чистой окружающей средой. Равный доступ к этим явлениям стал основой концепции инклюзивного роста.

Образование играет важнейшую роль в развитии знаний, умений и личностных компетенций, которые позволят людям приносить пользу и получать блага от стабильного будущего. Учиться ставить четкие цели, взаимодействовать с окружающими, находить новые возможности, предлагать разные решения проблем – все эти умения станут необходимыми в ближайшие годы. Образование должно не просто готовить молодых людей к взрослой жизни, оно должно давать учащимся всё, чтобы те становились активными, ответственными и вовлеченными гражданами.

Самостоятельность учащихся: навигатор в сложном мире неопределенности

Выпускники 2030 года должны развивать самостоятельность, понимать необходимость непрерывного обучения. Это предполагает чувство ответственности за собственную жизнь, за влияние на других людей, за формирование условий изменения мира к лучшему. Самостоятельность заключается в способности осознавать мотивы своей деятельности и ставить задачи на пути к достижению цели.

Для развития самостоятельности нужно не только принимать учащегося как индивидуума и личность, но и понимать многогранность его отношений с учителями, одноклассниками, семьей, обществом – со всеми, кто оказывает влияние на учебный процесс. Концепция, лежащая в основе, – взаимопомощь, ведущая учащихся по пути к образовательным успехам.

Два фактора помогают учащимся развивать самостоятельность:

Индивидуализированная образовательная среда, которая поддерживает интересы и мотивирует каждого отдельного учащегося, опирается на разнообразный образовательный опыт, формирует их собственные учебные проекты и поддерживает взаимодействие с другими учащимися.

Создание устойчивой основы в виде базовой читательской и математической грамотности. Кроме того, в эпоху цифровизации умение работать в технологически насыщенной среде становится таким же важным фактором, как психическое или физическое здоровье.

Потребность в более широком спектре знаний, навыков и личностных характеристик

Участники «Образования 2030» разработали образовательный компас, отображающий, что помогает молодым людям ориентироваться в современном мире.

Концепция компетенций предполагает мобилизацию полученных знаний, умений, навыков и личностных характеристик для разработки ответов на вызовы современности. Выпускникам 2030 года потребуются глубокие знания во всех областях, а применять их придется в неизвестных и меняющихся условиях. Для этого им пригодится широкий спектр умений, включающий когнитивные и метапредметные, социально-эмоциональные, физические и практические компетенции.

Помимо перечисленного, потребуются дополнительные навыки и умения, которые будут базироваться на заложенных ценностях и установках; их можно выделить на уровне индивида, общества и всего мира. Абсолютные ценности будут существовать, пока человеческая жизнь обогащается многообразием различных культур и индивидуальных особенностей.

Компетенции для изменения общества и образ будущего

Выпускникам будущего предстоит взаимодействовать с окружающей средой, понимая ее хрупкость, сложность и ценность. Когда учащиеся начнут играть активную роль во всех сферах жизни, им придется прокладывать свой путь в неопределенном и сложном мире, в различных контекстах: во времени, в социуме и в цифровом пространстве.

Проект «Образование 2030» определил три дополнительные категории

«преобразующих» компетенций, которые направлены на реализацию потребности молодых людей в приобретении инновационного мышления, ответственности и знаний:

Создание новых ценностей. Для того чтобы успешно справиться с предстоящими вызовами, учащиеся должны думать творчески, развивать новые продукты и сервисы, создавать рабочие места, новые предприятия, секторы, социальные модели, прорабатывать инновационные методики, способы мышления и жизнедеятельности. Фундаментом компетенции являются способность к адаптации, творческое мышление, любознательность и открытость новому.

Разрешение проблем и противоречий. В мире неравных возможностей молодым людям потребуется умение улаживать конфликты и снимать напряженность, находить баланс между справедливостью и свободой, независимостью и сообществом, инновацией и традицией. Во взаимозависимом мире люди только тогда достигнут благополучия, когда поймут потребности и желания других. Чтобы быть готовыми к будущему, нам необходимо научиться думать и действовать слаженно, принимая во внимание альтернативные идеи и взгляды в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Принятие ответственности. Взаимодействие с новизной, переменами, разнообразием, неопределенностью предполагает способность человека как к самостоятельному мышлению, так и к работе в команде. В основе этой компетенции лежит способность к саморегуляции, включающая самоконтроль, личную эффективность, ответственность, способность решать проблемы и адаптироваться.

«Образование 2030»: общее видение

Детям, приступившим в 2018 году к обучению в школе, придется быстро понять, что главной ценностью на Земле являются не ограниченные ресурсы, а всеобщее процветание, стабильность и благополучие. Они будут учиться ответственности и щедрости, ставя сотрудничество превыше разногласий, а стабильность – превыше краткосрочных выгод.

В эру новых научных открытий и растущего количества социальных проблем необходимо заставить образовательную программу эволюционировать, пусть даже революционными путями, в целях преодоления вызовов будущего.

12 принципов проектирования образовательной программы, которые прошли проверку временем в различных культурах и контекстах

  1. Значимость учащихся. Учебный план должен быть спроектирован вокруг учащихся с учетом их знаний, умений, навыков и личностных характеристик.
  2. Четкость. Темы должны поддаваться глубокому анализу и рефлексии.
  3. В центре внимания. Сравнительно небольшое количество тем должно рассматриваться на каждом уровне обучения для более глубокого и детального понимания. Темы могут пересекаться для более глубокой проработки ключевых понятий.
  4. Взаимосвязь. Темы должны изучаться последовательно, чтобы отражать логику дисциплины, что, в свою очередь, позволит постепенно переходить от базовых понятий к более сложным концептам.
  5. Баланс. Учебный план должен содержать верные пропорции обучения и контроля. Должны быть разработаны новые методы оценки образовательных результатов, нацеленные на результаты, которые не могут быть проанализированы при традиционном контроле.
  6. Возможность переноса. Наибольший приоритет должен отдаваться тем знаниям, умениям и личностным результатам, которые могут быть изучены в различных контекстах.
  7. Выбор. Учащимся должен быть предложен широкий выбор тем и вариантов проектов, а также возможность предлагать свои собственные идеи при информационной поддержке.
  8. Деятельность педагога. У педагогов должны быть все возможности применять свои профессиональные знания, навыки и опыт для эффективной реализации учебного плана.
  9. Аутентичность. Учащиеся должны иметь возможность соотнести учебный опыт с реальным миром и понимать целенаправленность своего обучения. Для этого необходимы предметные знания и междисциплинарное обучение.
  10. Взаимосвязи. Учащиеся должны иметь возможность соотнести изучаемые темы внутри предмета и между дисциплинами, а также провести параллели с реальной жизнью.
  11. Гибкость. Концепция «учебного плана» должна перейти от «определенного и неизменного» к «адаптивному и динамичному». Школы и учителя должны иметь возможность обновлять учебный план в соответствии с меняющимися требованиями общества, а также индивидуальными запросами в обучении.
  12. Вовлеченность. Учителя, учащиеся и другие участники образовательного процесса должны быть вовлечены в разработку учебного плана с начального этапа для того, чтобы максимально эффективно его реализовывать в дальнейшем.

Кроме того, планируется добавить еще два принципа:

  • Более глубокое обучение.
  • Активное обучение.

ссылка на сайт ФГБУ «ФИОКО» https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455

Федеральный национальный проект «Успех каждого ребёнка»

В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация  национального проекта «Успех каждого ребенка».

Обращаясь к Федеральному собранию (01.12.2016 г.), В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России».

Цель его реализации: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Задачи:

  1. Реализация проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Качественное обновление содержания программ ДПО.
  2. Раскрытие и развитие способностей и талантов у подрастающего поколения.
  3. Реализация образовательных программ в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры и спорта.
  4. Создание условий для формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.
  5. Предоставление каждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траектории развития.
  6. Применение современных образовательных технологий.
  7. Обеспечение качественного сопровождения реализации обновленных образовательных программ.
  8. Реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности для детей программ базового уровня в сфере культуры, искусств, спорта.
  9. Создание условий для самоопределения в выборе будущего профессионального пути.
  10. Реализация проекта по созданию детских технопарков «Кванториум» для знакомства детей с современными технологиями.

Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. В него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.

Задача педагогического коллектива ДОУ по реализации данного нацпроекта заключается в создании ситуации успеха для отдельно взятой личности и детского коллектива в целом.

Ситуация успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности.

Это:

    • создание  комфортных  психолого-педагогических   условий  каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:
  • мотивация благополучия
  • положительная оценка достижений ребенка
  • недопущение отрицательной оценки
  • уважение к идеям и мыслям ребенка;
  • обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.;
    • выработка индивидуальных эталонов или относительных норм
    • индивидуализация степени трудности заданий
    • включение внутренних активизаторов ребенка;
    • осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;
    • обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм.

При организации работы необходимо помнить, что в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя) и на разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

Установлено, что в возрасте 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.

Педагоги и психологи выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

  • признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
  • признание личности ребенка в целом.

Деятельность воспитателей по созданию ситуации успеха   должна быть направлена на:

  • создание комфортности для ребенка
  • погружение каждого ребенка в творческий процесс,
  • опору на внутреннюю мотивацию,
  •  ​постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;
  •  ​вариативность,
  •  ​индивидуальный подход,
  • комплексное развитие всех психических процессов

Здесь   педагогам   помогут   такие   технологические   операции   создания ситуации успеха, как:

  • снятие страха
  • внесение мотива
  • авансирование успешного результата
  • персональная исключительность
  • мобилизация активности, педагогическое внушение

«В душе каждого     ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат», - отмечал В.А. Сухомлинский.

Детская  успешность  –   это   тот   самый  механизм,  благодаря  запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.

В настоящее время в рамках федерального нацпроекта «Успех каждого ребенка» Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования.

Предусматривается:

  • увеличить охват детей дополнительным образованием и внедрить системы персонифицированного финансирования (сертификаты) и учета детей в дополнительном образовании
  • обновить содержание дополнительного образования всех направленностей;
  • повысить качество и вариативность образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями;
  • внедрить общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам, который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями;
  • модернизировать инфраструктуру (создать региональные центры по трем направлениям (наука, спорт, искусство), детские технопарки

«Кванториум»;

  • обновить профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  • совершенствовать профессиональное мастерство педагогических и управленческих кадров;
  • создать современную систему сопровождения.

С целью эффективной реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» разрабатываются и реализуются целевые модели развития региональных систем дополнительного образования.

Глава 3. Актуальные технологии в образовании

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Современные правовые документы в сфере образования касаются создания особых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДОО указывает на необходимость использования специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья,  в том числе с ТНР.

      Большинство педагогов, работающих в ДОУ, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Сколько труда нужно потратить, насколько разнообразным должен быть речевой материал и яркие иллюстрации, чтобы повысить внимание ребенка и интерес к логопедическим занятиям, нужно долго и упорно искать материал, который разнообразит занятия, чтобы они не надоели малышу.

    Возникает вопрос, в какой форме можно представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать? Наряду с традиционными методами и приемами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы - инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».

   «Виммельбух» - это книга для рассмотрения, которая не содержит текста, который может быть использован как в работе с дошкольниками, так и для развития связной речи младших школьников.

       В переводе с немецкого «wimmelbuch» – «изобилующая, мельтешащая книга». С этим художественный жанром можно впервые встретиться в работах художника Али Митгуша в 50-х годах XX века. «Виммельбух» имеет свои отличительные особенности: как правило, количество разворотов в книге небольшое – 7–10 страниц, напечатанных на плотном картоне; иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.

   Используя данную технологию, педагог развивает психические процессы детей с нарушениями речи, расширяет кругозор, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи. Виммельбух также является помощником в работе над лексическими и грамматическими категориями.  Работа с виммельбухом  объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.

   Виммельбух - это универсальный инструмент для развития речи.  Эту книгу можно просматривать часами - подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.

    Классический виммельбух довольно большой, в формате А2, но есть и более компактные версии. Работая со дошкольниками с нарушениями речи, где обучение и коррекция речи происходит по лексическим темам, мы разработали собственные версии виммельбуха, где собрали сюжетные картинки на лексические темы «Детский сад», «Времена года», «Мой город», «Транспорт», «Правила Дорожного Движения», «Семья» и другие темы.

    Мы также разработали ряд бесед на эти лексические темы, потому что только правильно построенная беседа, продуманные вопросы, способствуют активному вхождению в лексическую тему. Составив серию последовательных вопросов для каждой страницы, мы объединили решение сразу нескольких задач: автоматизация звуков; обогащение словаря; развитие грамматической структуры и связной речи; развитие внимания; улучшение ориентации в пространстве. Каждый раз, когда ребенок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами и понятиями — и все это в виде увлекательных, сиюминутных историй.

      Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей старшего дошкольного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны.

      Работая над звукопроизношением или автоматизацией звуков, с детьми

старшей группе было предложено например найти  -все ррычащие слова, или в каких словах можно услышать шшипение? Найди его! С чего начинается буква" А"?

     Работать с виммельбухом  можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются привычными и любимыми темами для большинства детей, поэтому в книге есть много известных слов, но стоит присмотреться повнимательнее, чтобы найти что-то новое и еще незнакомое. Именно так пополняется словарный запас. Во время осмотра виммельбуха мы предлагаем рассказать дошкольникам о том, что они видят. В ходе рассмотрения мы задаем вопросы: «почему», «как вы думаете, что  произошло раньше» и другие. Мы спрашиваем о том, какие чувства или эмоции испытывает тот или иной персонаж. Воспитатель сочиняет начало, и детям предлагается продолжить работу при поддержке виммельбуха. Наши педагоги находят знакомые предметы с ребенком, конкретного персонажа на всех страницах книги, устраивают конкурсы «кто быстрее?». Мы сравниваем образы с пространством, в котором живет ребенок (дом, детский сад, улица, парк), и находим  похожие предметы.

   Для того чтобы реализовать взаимодействие педагога-логопеда и воспитателя, мы разработали картотеку речевых пятиминуток: опираясь на изображение, дети делают пальцевую, артикуляционную, мимическую гимнастику, выполняют логоритмические упражнения, играют в игры, развивающие фонематические процессы.

  Таким образом, Виммельбух развивает связную речь, учит рассказывать истории, вступать в диалог. В книгах всегда есть несколько сюжетных линий, и интересные, радостные, грустные и удивительные события происходят с персонажами на каждом шагу. Виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимание, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи и являются блестящей находкой для воспитателя дошкольного учреждения.

  Внедрение инновационного подхода в коррекционно-образовательный процесс позволяет более успешно корректировать нарушенные речевые навыки, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать устойчивую мотивацию и интерес к занятиям у детей, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

Важной отличительной особенностью дошкольного возраста является то, что многое ребенок познает впервые, его собственный субъектный опыт очень незначителен и ограничен, чтобы служить отправным пунктом в обучении.

Эффективным средством развития у детей предпосылок к деятельности, в том числе учебной, являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей.

Применение алгоритмов в процессе выполнения разнообразных видов деятельности у дошкольников способствует восприятию того, что в любой деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.) существует свой порядок действий, освоению различных правил (правила уличного движения, навыки самообслуживания, правила игр, правила трудовой деятельности), пониманию логической связи между этапами действия.

Воспитатель может использовать алгоритмы как средство обучения и как инструмент для организации деятельности детей, потому что в них определена четкая последовательность действий. Алгоритмические умения включают умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умения выражать свои действия понятными языковыми средствами (А. А. Столяр)

Педагог может формировать алгоритмические умения у дошкольников в разных образовательных областях, таких как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. При этом в старшем дошкольном возрасте дети могут не только следовать определенным алгоритмам, в том числе предложенным взрослыми, но и уже самостоятельно составлять алгоритмы решения задач, достижения цели. Сформированность алгоритмических умений у человека говорит о том, что он не только осознает цель предстоящей деятельности, но и умеет искать способ решения задачи, находить общие способы решения задач одного класса, а также у него развиты действия планирования, прогнозирования, оценки результатов своей деятельности.

В связи с этим перед педагогическим сообществом стоит цель по определению необходимых условий, создание которых будет способствовать развитию алгоритмических умений у детей старшего дошкольного возраста. Важно также определить средства, технологии развития данных умений. Таким образом, решение проблемы по выявлению педагогических условий развития алгоритмических умений у детей старшего дошкольного возраста, является актуальной и значимой.

Актуальные научно-методические и дидактические аспекты к организации процесса развития алгоритмических умений дошкольников раскрываются в исследованиях разных авторов. О необходимости включения алгоритмической линии в содержание обучения периода детства писали Н. Я. Виленкин, Л. В. Воронина, С. Е. Царева и др. Большая часть исследований современных авторов направлена на развитие алгоритмического мышления, стиля мышления (А. В. Копаев, А. А. Столяр, С. Е. Царева), на формирование алгоритмической культуры (М. П. Лапчик). В отечественной психолого-педагогической литературе стали обращаться и к проблеме развития алгоритмических способностей, входящих в структуру познавательных (Н. Б. Истомина, С. Д. Язвинская). Также в методике появились исследования (Л. В. Воронина, З. А. Михайлова, А. А. Столяр), которые обосновывают возможность и необходимость изучения понятия «алгоритм» и формирования алгоритмических умений у детей, начиная с дошкольного уровня обучения.

Главная задача работы с алгоритмами - не просто научится оперировать различной информацией, правильно определять последовательность ее изложения, а развивать умения правильно определять последовательность выполнения действий, решать любые сложные ситуации, четко систематизируя варианты их разрешения. И, отдельной задачей, выступает обеспечение преемственности и непрерывности между системами дошкольного и школьного образования, помогая детям ускорить процесс адаптации и социализации.

Алгоритм – это способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей.

Общие свойства алгоритмов:

  • Массовость алгоритма (предназначен для решения группы подобных задач);
  • Определенность и обусловленность (алгоритм - точная и строго оп­ределенная последовательность шагов, нет свободы выбора дейст­вий);
  • Результативность (любая задача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);
  • Понятность (предписание сформулировано так, что оно одинаково понятно всем исполнителям той категории, на которую рассчитано);
  • Дискретность (раздельность: пошаговый характер);
  • Понятие «шаг» - относительно: не всегда один шаг соответствует одному элементарному действию. Это может быть действие, тре­бующее разбивки на еще более простые.

         Основные виды шагов:

  • Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)
  • Составные (определяющие разветвление процесса решения задач)

Различают три вида алгоритмов:

1. Линейный, когда последовательность действий выполняется линейно, то есть в строго определенном порядке, однократно.

2. Разветвляющийся алгоритм характеризуется тем, что существует условие, которое необходимо проверить и, в зависимости от результата, выполняется та или иная последовательность шагов.

3. Циклический алгоритм содержит часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие.

Не каждая последовательность, план действий, правило являются алгоритмами, но они могут быть использованы на начальном этапе формирования у дошкольников алгоритмических умений.

Алгоритмические умения включают умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умения выражать свои действия понятными языковыми средствами (А. А. Столяр).

Для целенаправленного формирования у детей алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий:

1. Использовать игры с правилами и организовывать игровую деятельность дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам).

Например, в игре «Зоопарк» можно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

2.     Для развития у ребенка различных умений, в том числе и алгоритмических, необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды, при организации которой формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации.

Например, для закрепления умений составлять линейные алгоритмы целесообразно ввести новый персонаж – робота, которому дети будут сообщать команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок.

3.     Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Задания должны быть посильными, не слишком легкими и не слишком трудными, увлекательными и доступными для восприятия детей. Так, дети старшей группы еще не могут удерживать в памяти при выполнении игровой ситуации последовательность из большого числа действий. В старшем дошкольном возрасте не всем детям сразу посильно выполнять разветвляющиеся алгоритмы. Поэтому воспитатель использует различные средства-подсказки для усвоения алгоритмов данного вида.

Например, для усвоения алгоритмов разветвленного вида. Можно играть в игру «Сделай по условию»: воспитатель на доске изображает часть алгоритма (рис 1.) с условием. Взрослый помогает дошкольнику, задает ему вопрос, показывает схему (схема кроме текста может содержать рисунок) и поясняет, что нужно сделать.

4.     Для обучения дошкольников действиям контроля, самоконтроля и оценке своей деятельности необходимо завершать игру, игровое задание или игровую ситуации этапом контроля.

Например, воспитатель задает вопросы: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Что мы сегодня научились делать?», «Все ли у нас получилось?», «Зачем нам нужно было выполнять данную последовательность действий?», «Дайте оценку своей деятельности».

5.     Интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности, перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности. Основная цель использования этого условия – это обеспечение осознанного выполнения детьми любого вида алгоритма.

Учет всех выделенных условий в процессе формирования алгоритмических умений будет способствовать возникновению мотивации познавательной деятельности, целеполаганию, планированию, оценке, контролю своей деятельности, то есть будут оказывать влияние и на развитие предпосылок к учебной деятельности будущих первоклассников.

 Занятия, в которых могут быть использованы алгоритмы:

  • Математика
  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Конструирование
  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка

Значение алгоритмов:

  • Придают развивающий характер обучения.
  • Развивают умения планировать свою деятельность и прогнозировать результат.
  • Развивают речь (точность, краткость, доступность).

         Формы проявления алгоритмов:

  • Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например, указания;
  • Наглядные: схемы, формулы.

Алгоритмы можно записать словесно, при помощи таблицы, формулы, на языке блок-схем или программ. Словесная запись алгоритма наиболее понятна и приемлема для детей дошкольного возраста. Последовательность действий можно изобразить с помощью рисунков или карточек, на которых изображен каждый шаг алгоритма.

У дошкольников следует формировать представления о последовательности действий, знакомить детей с понятиями: «правила», «алгоритм». Формировать осознание ребенком значимости правил в своей жизни (режим дня; правила умывания, одевания и т.п.), в учебной деятельности (правила счета, измерения длины, массы, решения задач и т.д.), в игровой деятельности (игры с правилами) и знакомить детей с этими правилами в форме алгоритмов. Формировать осознание ребенком значимости правил (алгоритмов) в жизни любого человека (правила дорожного движения, этикет, кулинарные рецепты и т. п.) формировать умения работать с алгоритмами и составлять их самостоятельно; формировать умения решать логические задачи с помощью алгоритмов.

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ. Одним из ключевых моментов этого документа является важность взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники и их семьи и др.)

     Не секрет, что для результативной совместной деятельности необходимым условием можно считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.

     Одним из таких подходов является разработка и реализация краткосрочных образовательных практик (КОПов). Данная форма деятельности рассматривается как практико-ориентированная образовательная деятельность, выбираемая участниками образовательных отношений, в соответствии с их интересами и образовательными потребностями, позволяющая получить (увидеть) конкретный результат.

     Краткосрочные образовательные практики – непродолжительный по времени (от 2 до 8 академических часов) курс совместной образовательной деятельности педагога и детей, направленный на решение задач образовательной программы и имеющей своим результатом продукт деятельности или навык ребенка, выбранный на определенный отрезок времени ребенком и (или) его семьей.

     Целью КОП являются создание условий, позволяющих каждому ребенку выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений и навыков, творческих и познавательных способностей. КОП способствуют решению конкретных задач:

– формирование самостоятельности в выборе деятельности по интересам и потребностям;

– развитие у детей мотивации к познанию и творчеству;

– развитие навыков совместной деятельности.

     КОП в ДОО могут быть использованы как вариативные формы непосредственно-образовательной деятельности по пяти образовательным областям.

     Например, в изобразительной деятельности, давая ребенку изучать определенные техники и приемы педагог предлагает несколько вариантов итогового продукта. Полезных видов деятельности большое множество и вариантов тоже будет много.

     Развивая у детей умения музыкального творчества, можно предложить такие практики как «простые ритмы», «игра на металлофоне». В сфере познавательного развития можно использовать практику – исследование либо же конкретный опыт. В сфере физического развития возможно обучение детей какому-либо, сопоставляемому возрастным особенностям, конкретному навыку.

     В коллективных видах образовательной деятельности возможно использование КОП по просьбе родителей. Родители в таком случае будут носителями знаний и интересных практик, которыми у них будет возможность поделиться с детьми так же в коллективных видах образовательной деятельности, либо непосредственно-образовательной деятельности.

     В проведении и разработке краткосрочных образовательных практик участвуют педагоги и специалисты ДОО. Организации нужно определить место КОП в режиме дня.

     Для практик разного возраста и практик по возрастным параллелям нужно определить дни, в которые проводятся практики (может быть, как первая или вторая половина дня, так и целый день либо неделя), и отметить время начала практики. Длительность занятия должна соответствовать возрасту детей (10-30 мин).

     Программы данных практик рассчитываются от одного до четырех часов. Количество детей, которые участвуют в одной краткосрочной образовательной практике может варьироваться от пяти до пятнадцати человек. Программы практик рассчитываются от двух до четырех часов. Количество детей, которые участвуют в одной краткосрочной образовательной практике может варьироваться от пяти до пятнадцати человек.

     Механизм выбора КОП:

1. «Выбор родителей» – родителей приглашают на всеобщее родительское собрание по организации практик в ДОУ, на нем педагоги объясняют задачи, цели и направления деятельности. Родителям дается меню заказа КОП (из 10 выбирают 2, из которых одна обязательно имеет техническую направленность). По истечению двух дней родительский коллектив сдает «меню выбора» с личной подписью воспитателям групп. Такой способ выбора целесообразен для 2-й младшей и средней группы.

2. «Выбираем вместе» - в выборе участвуют дети и родители.

3. «Я выбираю сам(а)» (ребенок). Ребенку предлагают такое занятие, которое он хочет сам. Как и в случае с родителями ребенок выбирает два вида практик, один из которых технической направленности. В последнюю неделю месяца родителям и их детям предлагают два меню выбора с равным количеством практик (от пяти до десяти) на следующий месяц. Одно меню технической направленности, другое - не технической направленности.

     Процедура по выбору практики происходит, опираясь на возраст воспитанников, особенности их индивидуального развития, а также на контингент участников. Младшие дошкольники учатся осуществлять свой выбор вместе с участием их родителей, а воспитанники старшего возраста - делают это полностью самостоятельно.

     Возможность получения практического опыта по своему выбору как нельзя лучше мотивирует детей. Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Именно поэтому основанная на практическом подходе система краткосрочных практик идеально подходит для их эффективной мотивации. Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность.

КОП Весёлый ветерок (Pdf)

КОП Подснежник (Pdf)

КОП Постановка сказки Колобок (Pdf)

КОП Путешествие в космос (Pdf)

КОП Цветочная закладка для тетради (Pdf)

Глава 4. Общественная жизнь

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie