«Экологический калейдоскоп»
Программа занятий
Программа «Экологический калейдоскоп» разработана на основе программ по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Экология для самых маленьких» Т.А. Скалон и предлагается для реализации в МБДОУ № 67.
Одним из важнейших инструментов реализации концепции «устойчивого развития», направленной на обеспечение благополучного существования человечества, является экологическое образование населения. Иначе, при быстром возрастании численности населения Земли и современной хозяйственной деятельности, вызывающей загрязнение окружающей среды, вымирание видов и т.п., биосферу ожидает глобальная экологическая катастрофа, которая поставит под угрозу будущее всего человечества (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс).
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества. По мнению ученых (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, И.Т. Суравегина и др.) оно должно стать непрерывным и всеобщим, где первым звеном является экологическое воспитание детей в детских дошкольных учреждениях.
Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определенного отношения ко всему, что окружает ребенка.
Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой чувствительности, эмоциональности, любознательности, целостном, нерасчленённом мировосприятии. Все это создает базу для обучения и воспитания дошкольников в духе экологической ответственности.
Процесс обучения должен быть последовательным с элементами усложнения и с учетом возрастных периодов дошкольного возраста.
Программа «Экологический калейдоскоп» осуществляется на основе комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по ознакомлению дошкольников с природой с игровой, изобразительной и исследовательской деятельностью, с музыкой, литературой, а также выполнение физических упражнений. Занятия по экологии включают элементы театрализации, конструирование, рисование, лепку, физкультуру, постановку и проведение опытов, выполнение аппликаций и поделки из природного материала. Это дает дополнительные возможности для экологического воспитания дошкольников, а также сотрудничества всех педагогов дошкольного учреждения. 4
Содержание программы реализуется на основе принципа интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Она направлена не только на формирование экологической культуры ребенка, но и на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать наблюдения, видеть красоту окружающего мира, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие, формирование чувства патриотизма. В программу введен региональный компонент и проведена конкретизация материала для занятий в старшей и подготовительной группах. Срок реализации «Программы» – 2 года.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»